Что такое well-being в компании и зачем сохранять здоровье сотрудников

30 мая 2022 6 мин

2022 год нанес удар, откуда не ждали — передача Елены Малышевой «Жить здорово» закрылась. После этого многие приняли единственное правильное решение — поддались панике. Ведь больше неясно, будем ли мы жить здо́рово или хотя бы здоро́во. На деле же оба этих критерия связаны и воздействуют друг на друга.

Современный человек часто сталкивается со стрессом в своей жизни. Чаще, чем нам всем хотелось бы. Причины могут быть разные, и задача хорошего HR — это убедиться, что работа не является источником проблем. Создать пространство, в котором будет комфортно находиться. В здоровой компании — здоровые сотрудники. Зачем это бизнесу? Затем, что это прибыльно. Работник, у которого все хорошо, показывает свою лучшую производительность.

Задача отличного HR — обеспечить удобные условия для сотрудника и за пределами работы. Позаботиться о его ментальном и физическом здоровье, помочь сохранить work-life баланс. Как раз для этого и нужна программа well-being. Это целый комплекс мероприятий, у которых одна цель — повысить удовлетворенность сотрудников жизнью. 

Ключевые задачи well-being

  • Работа со стрессом и предотвращение синдрома выгорания.
  • Сохранение work-life баланса.
  • Формирование привычек, направленных на улучшение здоровья.

Чем лучше себя чувствуют сотрудники, тем больше зарабатывает компания. Такие выводы сделали исследователи еще в 2019 году. Они изучили эмоциональное состояние 1,8 млн работников из 230 организаций по всему миру и выявили прочную взаимосвязь. Поэтому современные компании проводят программы поддержки сотрудников — это инвестиция, которая окупается.

Психологическое здоровье сотрудников

Если вы хотите использовать программу well-being, стоит начать с ментального здоровья команды. На это проще повлиять, чем на физическое благополучие, да и стоимость поменьше. Самые базовые вещи, которые можно сделать:

  • Проводить семинары и практики о психическом здоровье. 
  • Регулярно встречаться с сотрудниками в офисе (конференции в Zoom). 
  • Рассказывать о любых нововведениях, изменениях в компании.
  • Внедрять пульс-опросы, чтобы вовремя оценивать уровень стресса сотрудников.

Как мы видим, важнее всего говорить с работниками, чтобы они чувствовали, что их слышат. В беседе важно выявить, что волнует сотрудника больше всего. Для этого можно опираться на 5 компонентов:

  1. Физическое здоровье. Работа не травмирует, можно отдыхать, когда это необходимо.

  2. Психологическое здоровье. Нет выгорания, стресса и переработок.

  3. Социальное благополучие. Хорошие отношения в семье и в коллективе, баланс между работой и личной жизнью и вклад в общее дело.

  4. Финансовая эффективность. Оплата, которая устраивает, умение планировать расходы и уверенность в том, что завтра будут деньги на еду и жилье.

  5. Карьерная самореализация. Понятно, куда расти, как применить свои компетенции, опыт и знания.


Юлия Хильченко, HR-менеджер компании Аспро

«Самое главное — заботьтесь о своих сотрудниках, помогайте им сохранять 

work-life баланс. Помните, что профилактика куда лучше и дешевле, чем лечение.»

Это, в свою очередь, поможет минимизировать риски выгорания у сотрудников. С этой бедой вполне возможно справиться, если вовремя отследить. Кому-то важно помочь понять, что нужно отдыхать, делить свои задачи или расставлять приоритеты. А для кого-то, наоборот, важно научиться ставить цели, уметь принимать решения и научиться гибкости.

Обобщать людей не очень-то продуктивно, все-таки каждый случай уникален. Но и тенденции игнорировать не стоит. У разных поколений разные приоритеты. К примеру, основные причины увольнения зумеров — конфликт интересов, заваленный work-life balance и токсичная рабочая среда. Поколение X, наоборот, ради денег готовы работать сверхурочно и достаточно автономно. Это все к тому, что важно знать своих работников ̶и̶л̶и̶ ̶х̶о̶т̶я̶ ̶б̶ы̶ ̶и̶х̶ ̶в̶о̶з̶р̶а̶с̶т̶ и проявлять заботу и внимание. Отталкивайтесь от приоритетов сотрудников, чтобы у вас был шанс на долгосрочное плодотворное сотрудничество. 


Также убедитесь, что в вашей компании все понимают важность поддержания баланса между работой и личной жизнью. “Исследователи из University College London обнаружили: у людей, которые работают более 55 часов в неделю, риск сердечного приступа возрастает на 13%, инсульта — на 33%, по сравнению с теми, кто работает 35–40 часов в неделю”. Отсюда можно сделать вывод, что секрет долголетия — никогда не работать.

Физическое здоровье сотрудников

Вообще, для избежания переработок достаточно выгонять всех из офиса в конце дня, приговаривая «Шу, шу, уходите». Увы, физическому здоровью помочь сложнее. Потому что здесь не выйдет принудить. С другой стороны, практически все в той или иной мере хотели бы улучшить свое здоровье. Просто для кого-то это недостаточно удобно или доступно. Поэтому нужно постараться упростить доступ к спорту, медицине и полезной еде. (Почему это звучит, как предвыборная речь?)

Понятно, что уровень удобства у всех разный. Для кого-то единственный способ заставить себя заняться спортом — это вернуться в школу, где физкультура обязательна. Но создать условия для желающих стоит. Примеры того, что можно сделать:

  1. Оплачивать или частично компенсировать затраты на фитнес.

  2. Оформить ДМС.

  3. Оборудовать комнаты для занятия спортом или йогой.

  4. Проводить корпоративные зарядки.

  5. Предоставить здоровое питание.

Звучит круто. А еще звучит дорого. Многие сейчас представили, как сильно и долго смеялся бы гендиректор, к которому подошли с просьбой оборудовать спортзал. Поэтому не все сразу. Например, у нас есть ежедневные фрукты и спортивный инвентарь: можно на турнике растянуться и на балансборде попрактиковаться. Движемся в направлении well-being по чуть-чуть.

Если суммировать, то программа well-being помогает сотруднику ощутить, что его ценят, а его потребности учитывают. Компания делает шаги к улучшению благосостояния своей команды, и уходить из нее просто незачем. Важно понять, что well-being — это процесс, у которого нет конца. Всегда будут способы улучшить условия работы. Поэтому просто двигайтесь шаг за шагом и у сотрудников не будет ощущения, что ваша корпоративная культура стагнирует.

Статьи