Стратегический анализ – процесс обработки информации о внутренней и внешней среде компании, уровне ее развития, слабых и сильных сторонах. Результат направлен на разработку эффективной стратегии развития и управления предприятием.
В статье разберем 4 инструмента стратегического анализа:
Модель Маккинси 7С
Модель Маккинси 7С – инструмент анализа внутренней среды предприятия. Здесь оцениваются 7 ключевых элементов микросреды. Их можно разделить на 2 группы: жесткие и мягкие.
Жесткие элементы:
- Стратегия – долгосрочный план развития компании.
- Структура организации – взаимодействие между отделами организации и зона ответственности каждого.
-
Система управления – как принимаются управленческие решения.
Мягкие элементы:
- Стиль взаимоотношений в организации – роль руководства в принятии важных решений.
- Сумма навыков – все компетенции персонала.
- Состав работников – сколько людей работает в компании.
- Система ценностей – корпоративная культура.
Алгоритм действий:
- Опишите каждый элемент. Подробно, честно и без воды.
- Сопоставьте получившиеся описания элементов между собой. Проанализируйте, нет ли противоречий. Такой подход помогает найти узкие места в существующих бизнес-процессах.
- Составьте идеальную модель 7С, чтобы все элементы гармонично сочетались между собой.
- Распишите план изменений, как вы придете к новой рабочей модели.
Когда план готов и согласован, необходимо приступать к внедрению изменений. Важно понимать, что это долгий процесс и многие сотрудники могут встретить нововведения с негативом. Подчиненные должны понимать, что новые условия работы не прихоть начальства, а необходимые условия для развития компании. При этом руководитель должен доказать это на личном примере и начать с себя, изменить требования к себе и соответствовать им.
PEST-анализ
PEST-анализ – инструмент оценки внешней среды предприятия на основе 4 групп факторов:
- Политические факторы (P). Оценить, как политическая обстановка влияет на деятельность компании? Насколько она стабильна. Возможны ли крупные изменения.
- Экономические факторы (E). Каково состояние экономики рынка, на котором позиционируется предприятие?
- Социально-культурные (S). Изменения демографического состояния, менталитета, уровня образования, предпочтений рынка компании.
- Технологические факторы (T). На каком уровне находится технический прогресс? Развитие технологий напрямую влияет на состояние рынка.
Чтобы такой подход принес пользу, оценивать факторы нужно в долгосрочной перспективе. Именно такое видение будущего помогает компании сформировать жизнеспособную стратегию.
Результаты PEST-анализа удобно использовать для SWOT-анализа.
SWOT-анализ
SWOT-анализ – универсальный инструмент стратегического планирования. Основывается на систематизации и сегментации информации о внутренней и внешней среде компании. Объектом могут также стать конкретный товар или услуга.
В ходе анализа компания оценивается с позиции 4 групп факторов:
- Сильные стороны (S). Характеристики, которые выделяют компанию среди конкурентов и помогают зарабатывать.
- Слабые стороны (W). То, что тормозит компанию, мешает расти.
- Возможности (O). Благоприятные факторы внешней среды, которые стоит использовать для роста в будущем.
- Угрозы (T). Негативные факторы внешней среды, которые могут тормозить развитие и помешать получению прибыли в будущем.
Такой подход позволяет максимально наглядно оценить все возможности и риски развития организации. Привлекайте к анализу сотрудников компании, хорошо знакомых с бизнес-процессами. Их опыт сделает сделает общую картину максимально полной и информативной.
Модель Адизеса
Все компании схожи с живыми организмами и проходят одинаковые стадии жизненного цикла. Понимание текущего этапа предприятия помогает сформировать стратегию его управления и развития.
Модель жизненного цикла Адизеса делится на 10 стадий. Согласно его теории, проблемы у компании будут на каждом этапе жизненного цикла. Проблемы делятся на 2 типа:
- Нормальные. Естественные для текущей стадии жизненного цикла. Решение которых помогает компании расти и переходить на следующий уровень развития.
- Аномальные. То, чего на этом этапе не должно было случиться. Требуют первоочередного и оперативного вмешательства. Поскольку могут привести к торможению и падению эффективности.
Существует целая рекомендательная система, которая помогает диагностировать этап жизненного цикла компании. Выявить текущие проблемы, их характер (нормальные или аномальные), и определить план конечных действий.
Возраст компании в концепции Адизеса не соответствует реальному возрасту компании. При правильном подходе к управлению стадия «Стабильность» может длиться вечно.
В статье мы разобрали только часть инструментов стратегического анализа. Не пытайтесь использовать сразу все. Начинайте с самых понятных и комфортных в использовании. Доводите начатое до конца, чтобы увидеть реальные результаты. При этом не забывайте возвращаться к анализу и пересматривать стратегию минимум раз в год.