Запуск онлайн-бизнеса процесс непредсказуемый. Для кого-то – быстрый старт продаж, рост прибыли и толчок к дальнейшему развитию. Для других – слив ресурсов: денег, времени, усилий и инвестиций. Вторых – гораздо больше, чем первых. По статистике Startup Genome Report успеха в бизнесе добивается совсем небольшой процент.
92% стартапов умирают на стадии запуска, 74% переоценивают свои силы и закрываются в момент развития. Почему так? Причины выхода из бизнеса могут быть разные: проблемы с маркетингом, определением целевой ниши, слишком раннее масштабирование проекта. Давайте разбираться, как избежать провала и вывести бизнес на новый уровень.
В этой статье мы расскажем, как новичку увеличить шансы на успех интернет-магазина или корпоративного сайта и что делать для его продвижения.
Только прибыль, ничего лишнего
Задайте вопрос: «Что самое главное для вашего бизнеса?». Это станет основной мотивацией и топливом для дальнейшего развития. Сколько бы причин вы не нашли, главное – это прибыль. Не поиск новых инвесторов, не увеличение базы клиентов или создание красивого дизайна. Ваша цель – заработать деньги. Для этого нужно:
- Определить целевую нишу и понять, кто ваш клиент
- Уметь планировать и учитывать все расходы
- Собрать команду, которая будет заинтересована в работе
- Продумать технические моменты
- Упорно работать: создавать и тестировать новое.
Портфолио не сработало – никто не будет платить за красоту. Клиенты оформят заказ, если предусмотрены несколько способов оплаты, настроены формы обратной связи, очевидна гарантия хорошего качество. Прибыль приносит то, что дает реальную пользу, а не только красивую картинку.
Долго запрягать – медленно ехать
Как начать свой онлайн-проект? Нужно «взять и сделать». Такая формулировка вызывает когнитивный диссонанс среди новичков. Но это не призыв бездумно прыгать в океан бизнеса, где вы станете легкой добычей для «больших акул».Можно годами изучать нишу, откладывать деньги на запуск, а в результате зря потратить время. Без опыта создания интернет-магазина много сил уходит на изучение бизнес-процессов: чтение кейсов и статей, участие в вебинарах и тренингах. Даже если информация полезная, реальных навыков вы не получите.
Попробуйте вложить небольшую сумму в один товар и реализовать его. Это минимальный продукт – MVP. Он важен для того, чтобы проверить вашу идею и получить обратную связь от пользователей. Понять, что им нужно и наоборот, не интересно – за это они не станут платить. Тестируйте на маленьком продукте все, что можно. Это поможет:
- Сэкономить деньги, не вложиться в провальный проект
- Проверить, насколько продукт интересен для пользователей
- Собрать базу потенциальных клиентов и единомышленников.
Принцип MVP
Рекламу запускайте тоже итерациями – постепенно, по разделам каталога или тематикам. Выберите несколько самых прибыльных категорий и протестируйте на них, как работает интернет-магазин.1 неделя – настройте рекламу для товара Х. Смотрите, анализируйте клики, продажи, вопросы, которые задают пользователи в чате или по телефону. Вносите коррективы.
2 неделя – запустите рекламу товаров Y, анализируйте эффективность и обратную связь.
3 неделя – запустите рекламу следующих товаров.
4 неделя – …
Итог: мини-эксперименты покажут над чем стоит работать и помогут не слить бюджеты впустую.
В здоровом бизнесе – командный дух
Даже если вы квалифицированный специалист и идея создания продукта принадлежит вам – не пытайтесь все делать самостоятельно. В любом бизнесе важна команда. Определите, что вы делаете лучше всего и кто нужен для старта проекта. Возможно, вы хороший маркетолог, но ваши знания в дизайне – на уровне дилетанта, а в программировании – равны нулю. Ищите единомышленников-энтузиастов, которые способны развивать бизнес и не сдаваться после первого неудачного тестирования.Помните, ваше время не бесплатно. Занимаясь всем самостоятельно вы тратите огромное количество сил, которые могли пойти на более важные вещи. Ответьте на простые вопросы:
- Кто будет создавать контент?
- Кто нарисует баннеры?
- Как будут загружаться товары?
- Кто будет заниматься техническими работами и поддержкой сайта на старте?
Научитесь ставить цели. Избегайте огромных технических заданий – невозможно описать интернет-проект так, чтобы в результате получилось, как написано. Эффективнее использовать планировщик задач. Разделите проект на десятки небольших и понятных задач. Потом поделите задачу еще на несколько и отдавайте в работу.
Это позволит ранжировать задачи по значимости. Например, ваш копирайтер говорит: «Я выполню это задание за 6 дней и возьму столько-то» – это позволит определить порядок приоритетов. Знание, сколько времени и денег занимает конкретная задача позволяет понять, нужна она сейчас или нет.
Используйте удобные сервисы для автоматизации бизнес-процессов. Например, в CRM Аспро.Cloud вы можете создавать задачи, в том числе регулярные, отслеживать сколько времени на выполнение ушло, какие задания в работе.
Постановка регулярной задачи в Аспро.Cloud
Планирование: от целей к прибыли
Планирование и бюджетирование – ключевые навыки для бизнеса. Должно быть четкое представление, сколько денег в вашем распоряжении сейчас и как эта цифра изменится при развитии. Ведите аналитику с 1 дня запуска: собирайте статистику с помощью профессиональных инструментов: Яндекс.Метрики и Google Analytics. Подробнее, как настроить и что считать на старте проекта мы описали в нашей статье.
Отчет «Сводка» в Google Analytics
Важно помнить про зарплату. Если расчет производится вовремя, человек чувствует себя уверенно, ему комфортно работать и сосредоточиться только на поставленных задачах. Это формирует доверие и укрепляет вашу команду. Ваша зарплата – тоже важный пункт финансового плана. Вы человек, которому нужен отпуск и деньги на личную жизнь. Закладывайте свое вознаграждение изначально.
Готовые решения: вжух и ваш сайт работает
Не пытайтесь изобрести велосипед – используйте готовые решения. Это сэкономит время, усилия и деньги. Зачем писать проект с нуля, когда можно подобрать готовый шаблон. Плюс готового сайта – быстрый запуск за 1 день, возможность постепенно развиваться и заказывать доработки.Светлана и Ян запустили интернет-магазин оригинальных подарков. Выбирали готовое решение Аспро: Next с продвинутой мулитеригорнальностью и доступный хостинг от RedDock. Поставили регулярные задачи копирайтеру писать статьи в блог и описания товаров, а дизайнеру создавать баннеры и изображения.
Наполнили сайт контентом и начали продавать. Через месяц после запуска подключили службы доставки и системы оплаты, потом заказали платную настройку интеграции с 1С – дела пошли еще лучше.
Через пару месяцев поняли какие товары хорошо продаются в их интернет-магазине. Учитывая это, заказали базовое SEO для ходовых категорий.
Поработали над карточкой товара – хорошо, что на готовых решениях регулярно выходят обновления, чтобы увеличить конверсию. Спустя полгода решили масштабироваться и вышли в другие регионы.
Другой пример: Василий решил создать сайт с нуля, упорно работал над идеальным оформлением: переносил кнопки на пару пикселей влево, картинки в карточке товара – вправо. Сразу решил подключить интеграцию с 1С – ведь она когда-то понадобится. В итоге, через пару месяцев сайт так и не был запущен, Василий остался недоволен работой программиста и продолжил вносить правки в свой проект.
Вам нужны такие сложности или вы хотите запустить онлайн-бизнес и получить первую прибыль как можно скорее? С готовыми решениями можно быстро запустить сайт примерно в 10 раз дешевле, чем проект с аналогичным функционалом, созданным с нуля. А дальше, постепенно развивать и масштабироваться.
Клиенты на всю жизнь
С момента запуска онлайн-проекта важно заниматься клиентской поддержкой и следить, как это делают менеджеры. Так можно понять потребности заказчиков, ваши сильные и слабые стороны. Возможно, с рекламы пришло 10 человек, а заказ оформил только 1. Что стало с другими? Им не понравился товар, менеджер вовремя не отправил письмо или пропустил звонок? Такое бывает – главное, вовремя выявить и устранить проблему.Чтобы это не случилось, интегрируете популярные CRM c сайтом, например Битрикс24, Аспро.Cloud или amoCRM. Вы соберете данные о всех ваших клиентах в одном месте, они автоматически распределяются между менеджерами. Вы сможете:
- смотреть сколько лидов пришло с сайта
- сколько заполнили форму обратной связи
- смотреть сколько оплат прошло, чтобы ускорить менеджеров, если видите спад
- анализировать, как менеджер работает с заявками и какая нагрузка была в течение месяца
- ставить задачи и контролировать процесс выполнения.
Еще один плюс – в наших решениях реализована простая интеграция с CRM. Процесс настройки займет 5 минут. Подробнее о всех киллер-фичах читайте в статье «8 причин подружить ваш сайт с CRM немедленно».
Подведем итоги
К сожалению, при запуске онлайн-бизнеса невозможно всему научиться на чужом опыте и избежать положенного числа граблей. Учитывайте наши советы, тестируйте, делайте выводы. Не тратьте время на долгую подготовку – можно годами ждать подходящего момента, а ваши конкуренты возьмут и запустят аналогичный онлайн-проект.Используйте готовые решения – это просто и выгодно. Делайте все постепенно: после запуска вложитесь в контент и рекламу, потом в SEO и доработки. Не останавливайтесь при первой неудаче: собирайте обратную связь, ведите аналитику, автоматизируйте бизнес-процессы и заходите на новый круг!
Если у вас остались вопросы по работе готовых решений или интеграции сайта с CRM-системами, напишите нам на почту info@aspro.ru или в чат на сайте. Поможем разобраться и запустить крутой онлайн-проект.