Неизвестно, сколько будет длиться пандемия коронавируса, но ясно одно — кризис продолжится и после окончания эпидемии. Уже сейчас рынок серьезно изменился, и предпринимателям приходится приспосабливаться к новым условиям.
К тому же, вирусологи предсказывают вторую волну коронавируса, точнее, продолжение первой с новыми вспышками заболеваемости. Нужно подготовиться к проблемам и преградам, которые могут появиться осенью. Конечно, не факт, что нам придется снова соблюдать самоизоляцию. Но если сбудутся самые печальные прогнозы, то изоляция продлится.
«Мы не сможем выбраться из наших нор дольше 12 месяцев только в том случае, если коронавирус окажется настолько свиреп и неподатлив, насколько только может, и вызовет идеальный шторм вирусной эпидемии, который мы никогда не сможем победить» — считает Эндрю Ноймер, профессор общественного здравоохранения в Калифорнийском университете в Ирвайне.
Бизнес должен быть готов к самому худшему повороту событий. Наша компания Аспро работает на рынке уже 14 лет. Отталкиваясь от своего опыта, мы рассказали в статье, что делать с бизнесом во время кризиса.
Как меняется рынок?
Согласно Tinkoff CoronaIndex, общая потребительская активность с февраля по июнь упала на 13%. При этом доля онлайн-покупок за это же время выросла в 1,3 раза.
Данные с сайта Tinkoff CoronaIndex
Число онлайн-покупателей стремительно растет. Поэтому выживут только те компании, которые перешли в онлайн и разработали антикризисный план на будущее.
Что делать малому и среднему бизнесу?
Кризис и посткризисный период — не время застыть в ожидании, что вернутся прошлые рыночные условия. Действуйте немедленно с учетом ограничений, потребительского спроса, актуальных прогнозов на будущее, собственных ресурсов и возможностей. Наши советы будут полезны и предпринимателям, работающим через Интернет, и тем, кто только собирается запустить онлайн-бизнес.
- Выход в онлайн. Необходимо срочно презентовать услуги или товары в онлайн-пространстве, если вы этого до сих пор не сделали. Вся информация должна быть доступна потребителю. Опишите услугу или покажите процесс создания товара. Расскажите, какие проблемы можно решить с помощью товара или услуги и какие потребности клиента ваша компания способна закрыть. Чем подробнее и интереснее, тем лучше. Также отправляйте полезные e-mail-рассылки, чтобы поддерживать контакт с вашими покупателями. Показывайте экспертность и поддерживайте репутацию бренда в Интернете.
- УТП. Адаптируйте ваше уникальное торговое предложение под новые условия. Возможно, вам достаточно поменять только оффер, а не сам продукт. Если вы продаете спортивные товары или мебель для дачи, продемонстрируйте потребителям, как эти товары можно использовать дома во время изоляции. Например, сделайте фотографии дачной мебели на балконе. Если в вашем регионе нет самоизоляции, то покажите, как ваши товары помогут сэкономить средства в кризис. Например, спортивный инвентарь позволит сэкономить деньги на походе в тренажерный зал.
- Платежи, логистика, транзакции в сети. Выигрывает тот, кто выстраивает максимально простой процесс для клиента. Настройте бесконтактные онлайн-оплату и доставку. Согласно исследованию Яндекс.Кассы, бесконтактная оплата увеличивает средний чек на онлайн-площадках в несколько раз. Например, в магазинах одежды и обуви с бесконтактной оплатой средний чек выше в 5 раз.
- Скорость коммуникаций и сервис. Не забывайте про постоянную коммуникацию с клиентами. Чтобы не терять покупателей, следите за воронкой продаж. Отвечайте в соцсетях в течение 5 минут и настройте чат-бота. Контролируйте общение с клиентами ежедневно, чтобы они не ушли к конкурентам, вернулись к вам и советовали вашу компанию окружающим.
- Экономическая целесообразность каналов маркетинга. Выбирайте самые конверсионные и проверенные каналы для рекламы, а не все. Узнавайте, откуда приходят клиенты, как они о вас узнали, а также следите за digital с точки зрения рекламы. Грамотно распределите бюджет на рекламные кампании и попробуйте использовать бесплатные площадки и платформы.
- Личный бренд. Начните развивать личный бренд. Это отличный инструмент, который позволяет обогнать конкурентов и увеличить средний чек покупки.
- Сокращение расходов. Подумайте, на чем вы можете сэкономить. Например, выведите нерентабельные товары из ассортимента, не нанимайте новых сотрудников без острой необходимости, заморозьте проекты, по которым не будет отдачи в ближайшее время. Но не забывайте выделять бюджет на работающую рекламу.
- Регулярный менеджмент на основе цифр. Сейчас нужно особенно пристально мониторить ситуацию и держать руку на пульсе. Если у вас нет системы отчетности по отделам в цифровом виде, то сделать этого не получится. Вы не увидите, кто действительно работает, а кто занимается домашними делами. Какие сотрудники сохранили продуктивность, а какие получают зарплату за отдых. Оцифровка бизнеса увеличит эффективность компании и покажет проблемные места — от чего следует избавиться, а куда необходимо вложиться.
- Общение и поддержка сотрудников. Вы должны сохранить ключевых сотрудников в компании. Именно они будут основой будущего роста. С проблемами столкнулся весь мир, и сейчас самое время поддержать незаменимых, провести индивидуальные беседы и обсудить текущие планы и действия.
К сожалению, некоторые компании были вынуждены приостановить работу или закрыться из-за особенностей ниши и государственных запретов. Поэтому восстановиться им сложнее, чем остальным. Но если есть хотя бы малейший шанс трансформировать бизнес в условиях высокой турбулентности, используйте его. Запустите новый продукт или измените существующий.Для руководителей сейчас важно сохранять спокойствие и демонстрировать уверенность в благоприятном исходе. Ведь эмоции главы компании легко передаются на все уровни. Но как этого добиться, когда все планы кувырком? Помогут техники осознанности и замедление. Стоит на время замедлиться, чтобы детально обдумать свои дальнейшие действия, прикинуть сценарии развития и просчитать последствия принимаемых решений.
Спокоен может быть тот, у кого уже был готов антикризисный план, кто знает, какие действия нужно предпринять. Руководители, которые ранее сталкивались с кризисом, помнят об их цикличности — этот не первый и не последний. Поэтому у них всегда есть план «Б» и финансовая подушка. Они проседают, как и другие, но с наименьшими потерями и готовы к опережающему росту после прохождения «дна». А есть и те, кому повезло — кризис никак не сказался на бизнесе или даже вырос. Но вам не стоит рассчитывать на эту удачу в следующий раз. Учитесь на чужих ошибках и составьте антикризисный план на будущее.
Сервисы такси уже перестроились и доставляют покупки, компании по созданию одежды выпускают тканевые маски, ведущие придумывают онлайн-программы. Тренеры проводят онлайн-занятия, рестораны открывают фудтраки и встают около парков и других открытых пространств. Даже владельцы кинотеатров смогли адаптироваться, работая в формате автокинотеатра. В сфере организации праздников и туризма можно собрать предзаказы: клиенты тоже мечтают о будущем без карантина и составляют планы. Подумайте, какую потребность на период эпидемии и кризиса можете закрыть вы.
Кризис — это не только тяжелый период, но и время перемен и новых возможностей. К тому же, он не вечен. Эпидемия и кризис закончатся, но поведение и привычки покупателей останутся прежними. Потребители не перестанут совершать онлайн-покупки, а многие компании продолжат работать удаленно. Особенно, если ударит вторая волна пандемии. Учитывайте это при разработке стратегии развития компании.
Следите за нашими новостями в блоге и соцсетях, чтобы не пропустить новые полезные статьи о рынке e-commerce.